Уолтер Гейки, чьи забавные и непритязательные рисунки можно найти на столе чуть ли не в каждой эдинбургской гостиной, был сыном мистера Арчибальда Гейки, парфюмера. Он родился 9 ноября 1795 года в Эдинбурге, в доме на Чарльз-стрит. В два года мальчик заболел (скорее всего, менингитом) и потерял слух. Благочестивый и интеллигентный Арчибальд, не лишенный чувства отцовской ответственности, освоил ручную азбуку и стал обучать грамоте своего сына. Мальчик научился не только читать, но и понимать прочитанное. В занятиях по письму и арифметике Уолтер показал себя способным учеником. В 1809 году была опубликована книга директора Лондонской школы для глухонемых Джозефа Уотсона “Обучение глухих и немых”, отец приобрел ее и использовал как руководство. Однако, когда в 1810 году в Эдинбурге, на ул. Юнион, в доме №8 открылась новая школа Джона Брэйдвуда, Уолтер был отдан туда. Брэйдвуд был в курсе его успехов и сразу назначил Уолтера старостой. Брэйдвуд имел склонность к алкоголю и часто отлучался из школы, оставляя все дела на Уолтера Гейки, который умудрялся выполнять функции учителя, пока не появился стажер-ассистент Брэйдвуда – Роберт Киннибург. Об уровне развития Уолтера можно судить по тому, что он любил переписывать отрывки из понравившихся текстов авторов, которых читал. В 1812 году Джон Брэйдвуд эмигрировал в Америку, и школа закрылась.
Еще ребенком Уолтер любил вырезать из бумаги рисунки, которые поразили его. Потом он пытался изображать предметы мелом на полу, стенах, на дверях, на тротуарах. Отцу пришлось купить ему карандаши и блокноты, чтобы отучить от порчи стен зданий. В поисках тем Уолтер часто бродил по окраинам Эдинбурга, среди полей, перенося в свой блокнот все, что привлекало его неуемное внимание. В возрасте четырнадцати лет он был отправлен учиться рисовать к Патрику Гибсону. И его прогресс был таков, что в 1812 году Уолтера приняли учеником в Академию рисования, где его наставником стал сам Джон Грэм, учитель прославленных шотландских живописцев У. Аллана и Д. Уилки.
Скоро Гейки обнаружил, что живопись не является его сильной стороной: он проигрывал другим в гармонии и теплоте красок (при том, что его “Бродячие скрипачи”, “Рождественская ярмарка” и “Рынок” сейчас находятся в коллекции в Хоуптаун Хаус, где выставлены лучшие образцы шотландской живописи). Гораздо больше он преуспел в рисунке, при этом глухой художник отдавал предпочтение не “возвышенному и прекрасному”, а напротив – приземленному или даже нелепому. Он предпочитал рисовать свинарник, а не дворец, и странное лицо имело больше привлекательности в его глазах, чем все идеалы красоты Венеры Медицейской. Он буквально охотился с карандашом в руках за необычными людьми на улицах Эдинбурга; такие экземпляры не были редкостью в его городе, и вскоре его коллекция типажей стала богатой и разнообразной.
Этот вид “спорта”, тем не менее, таил некоторую опасность, так как некоторые из тех, кого пытался запечатлеть на бумаге художник, менее всего жаждали быть увековеченными. Однажды внимание Гейки было привлечено вздернутым носом, носорожьей верхней губой и огромным животом грузчика на рынке. Однако тот, заметив голодный взгляд художника и распознав его намерения, постоянно уворачивался от него. Но однажды расслабился и попал на лист Уолтера. “Носорог” разъярился и двинулся на художника, выкрикивая угрозы, но глухой Гейки продолжал увлеченно рисовать, пока не поднял взгляд и не увидел, как его модель прёт на него, словно разъяренный бык. Он мгновенно собрал вещи и пустился наутек, но грузчик гнался за ним так неутомимо, что Уолтеру пришлось укрыться в прихожей одного дома. Преследователь, полагая, что его “мучителю” теперь деваться некуда, решил дождаться его снаружи. Гейки, наблюдавший тем временем за каждым движением через тусклое окошко в двери, ухитрился закончить свой рисунок. Работа теперь была закончена, но как выйти?! Там стоял его враг; и он оставался на страже в течение нескольких часов. Но в конце концов грузчик устал стеречь и покинул свой пост, а Гейки смог выбраться из укрытия. Привередливая модель, кстати, выделяется в группе людей, изображенной на картине “Улица аукционистов”.
В этих бесконечных вылазках в разные уголки Эдинбурга Гейки оттачивал свой стиль и создавал целые серии – всего 1100 бесценных рисунков, запечатлевших образ родного ему города начала 19 века. Его труд был высоко оценен – в 1834 году Шотландская Академия избрала его своим членом.
Благодаря своей живости и выразительной мимике Уолтер находил общий язык с героями своих рисунков, которые встречались ему на улицах. Хотя Гейки не мог говорить, он был способен легко шутить, да так, что компания заливалась хохотом. Уолтера Гейке знали многие жители Эдинбурга – от уличных нищих до аристократов города и его окрестностей.
Следует, однако, подчеркнуть, что при своем легком нраве художник следовал жестким моральным принципам и питал глубокое религиозное чувство. И он был искренне предан глухим и немым собратьям. Вместе со своими глухими друзьями – Александром Блэквудом и Мэттью Робертом Бёрнсом – Уолтер Гейки с июня 1830 года организовал субботние проповеди на жестовом языке. Они основали Конгрегационалистскую церковь для глухонемых, которая ныне является старейшей в мире действующей церковью для глухих. Гейки часто выступал с проповедями и разъяснял библейские тексты.
26 июля 1837 года Гейки внезапно заболел и впал в кому. Он скончался 1 августа 1837 и был похоронен в церковном дворе в Грейфраерсе.
Его девяносто четыре иллюстрации шотландского характера и уличных сценок были опубликованы в одном томе, и они очень хорошо известны в Шотландии. В этой книге рисунки сопровождаются пояснениями, а также биографическим введением слышащего друга художника – сэра Томаса Лаудера.
6 апреля 1996 года во дворе церкви в Грейфаерсе была открыта мемориальная плита, посвященная Уолтеру Гейке. Средства на нее собрали глухие учащиеся колледжа Дональдсона.
Подготовлено по материалам интернета и книг: “Жизни глухих”, сост. Петер Джексон и Рэймонд Ли (2001); “Иллюстрированная история глухих Великобритании”, авт. Петер Джексон (2001).