Как меняется социальная реклама про глухих в России
В России в последние пять лет также появляется социальная реклама, которая апеллирует к культуре глухих и созданию доступной среды для них. В ней может использоваться жестовый язык с прямой привязкой к теме людей с ограниченными возможностями: подобный визуальный продукт, как правило, производят различные профильные и благотворительные организации.
Например, достаточно продуманный по подаче видеоролик официально презентовал государственную программу “Доступная среда” несколько лет назад. Слоган “Люди так не делятся” относится ко всем видам инвалидности, но ролик при этом справедливо снабжен субтитрами:
А этот ролик на удивление грамотно и точно визуализирует мысль, что слышащим родителям глухих детей необходимо также знать ЖЯ для полноценного общения со своим ребенком. При этом снят несколько странно и будто бы на любительском уровне – как если бы какой-то энтузиаст своими силами сделал. Однако в конце, так же, как и в предыдущем видео, телезвезда Ольга Шелест на русском жестовом языке дополнительно убеждает в том, что предлагаемое решение проблемы – верное. И в целом видео тактичное и трогательное.
Здесь, например, жестовый язык не используется, но обращается к не столь распространенному сочетанию тем – дети и творческое начало. И он скорее берет открытой эмоциональностью, прямым призывом задуматься:
А “Билайн” оказался первым оператором сотовой связи, который наконец откликнулся на давно носившуюся в воздухе мысль и создал первый специализированный тариф для людей с нарушениями слуха, не нуждающихся в звонках. Кроме того, оператор пообещал и дальше облегчать коммуникацию и расселить в офисах по всей стране менеджеров с познаниями в РЖЯ.
Есть и реклама “общего назначения”, не ориентированная на изменение отношения к глухим, но интересно обыгрывающая “жестовые мотивы”. Например, короткий ролик “Мегафона”, который преследует свою рекламную цель, но при этом аккуратно и не топорно опрокидывает сборный стереотип о глухих как замкнутом сообществе и утверждает, что РЖЯ можно знать и просто так, без специальных причин:
В прошлом году отметился еще один примечательный ролик – именно про глухих и, редкое явление, для глухих. Он был создан для продвижения проекта онлайн-школы дизайна для глухих и слабослышащих и удостоился нескольких призов на фестивалях социальной рекламы. Сюжет прост, но не в ущерб исполнению: снято качественно и нет пафоса и нагнетания.
И в завершение представляем актуальную короткометражку, которая большинству из вас, скорее всего, не знакома. Это видео является эпизодом сериала на тему интернета и рассказывает о том, как в соцсети познакомились слышащий парень и глухая девушка – и какой оказалась их встреча.
В определенном смысле показанная история символизирует то новое социальное измерение, которым для глухих стал интернет со всеми его возможностями знакомства, общения, саморазвития в интерактивном формате. Тот же жестовый язык становится весьма доступным и для слышащих – материалы как минимум для базового освоения любой интересующийся может быстро найти.
Этот эпизод, как и сериал в целом, сняли Никита Тихонов-Рау и Ольга Арлаускас, режиссеры и продюсеры Лаборатории Социального Кино “Третий Сектор”. Никита и Ольга давно занимаются социальной документалистикой, в их активе – различные короткометражные фильмы на многие наболевшие в обществе темы, в том числе о предвзятом отношении к людям с инвалидностью. Большинство фильмов имеет богатую фестивальную историю.
Кто-то из наших читателей неспроста уловит кое-что знакомое в фамилии Тихонова-Рау. И это тем интереснее, что в начале марта команда Лаборатории Социального Кино в сотрудничестве с ВОГ приступила к съемкам фильма “Услышь меня”. Фильм будет посвящен глухим людям в России, станет первым масштабным погружением в этот мир и способен стимулировать в обществе новые социальные изменения к лучшему.
Когда мы увидим это поистине масштабное кино, как сам Никита Тихонов-Рау связан с глухими людьми, кто станет героями фильма и какое участие в его создании принимает студия DeaFilm? Нам уже очень хочется делиться с вами подробностями, и мы скоро раскроем их в интервью с режиссером и продюсером.
Кроме того, мы расскажем, как любой из вас также может поучаствовать в создании фильма.
Следите за новостями!
Тамара Шатула