18 июня в Москве в помещении “Театрального особняка” в районе метро “Римская” состоялся вернисаж работ глухих художников “Семь цветов тишины”. Название ему дали строки из стихотворения Александра Блока:
И мгновенно житейское канет,
Словно в темную пропасть без дна…
И над пропастью медленно встанет
Семицветной дугой тишина…
Этот образ встающего над пропастью глухоты радужного моста со спектральным раскладом красок, хорошо подходит для названия выставки картин наших мастеров, которые своим творчеством несут радость преображения окружающего мира в пространство искусства.
Были представлены работы 17 глухих художников и скульпторов, кроме того, в экспозицию вошли работы слышащих мастеров Екатерины и Александра Таратыновых. Вместе с семьей Таратыновых наши художники выставляются не впервые.
Но ядром выставки послужили именно картины мастеров КЦ “Гефест”. Правда, было в этом вернисаже и существенное отличие от предыдущих. Впервые руководитель КЦ Наталья Софронова отдала организацию такого мероприятия в другие руки. Готовили выставку молодой слабослышащий арт-дилер Мэтт Наков и Камран Абасов. Они договорились о помещении с директором “Театрального особняка” Леонидом Красновым, организовали паблисити мероприятия, пригласили на открытие не только глухих любителей искусства, но и слышащих гостей, среди которых были и галеристы. Эта выставка будет иметь и коммерческую сторону. Культурная акция, которую представляет любая серьезная выставка, должна давать возможность художникам продать часть своих работ. Идея о проведении выставки в таком формате принадлежит скульптору Айдыну Алиеву, который и курировал все мероприятие.
В личной беседе Мэтт рассказал, что раньше он занимался компьютерными программами, у него высшее техническое образование. Позже занялся гостиничным бизнесом, в частности, хостелами. Недавно он познакомился со скульпторами Айдыном Алиевым и Камраном Абасовым, заинтересовался работами глухих художников и решил попробовать свои силы в выставочной деятельности.
Мэтт Наков, как организатор и руководитель проекта, открыл выставку. Потом выступали “гефестовцы” – Наталья Софронова и Юрий Чернуха. Очень тепло о картинах глухих художников отозвался хозяин театра Леонид Краснов. Он здорово помог с размещением работ и со светом. Действительно, вся выставочная территория выглядела празднично. Несколько подвальных комнат театра преобразились, приняв около 70 живописных и графических работ. Выигрышно смотрелась и скульптура. Для тех, кто регулярно бывает на вернисажах “Гефеста”, нового было сравнительно немного. Но дело в том, как разместить и сопоставить тематически все работы. Тогда и знакомые картины могут увидеться по-новому.
В одной из больших комнат была собрана скульптура, представленная работами отца и сына Айдына и Адиля Алиевых. Причем Адиль показал больше десятка своих работ. Он сейчас учится в МГХИ им. В. Сурикова и быстро прогрессирует. Его работы выразительны и динамичны, интересны по замыслу и композиции. Таковы скульптуры “Маленький Бонапарт”, “Разведчик”, “Золотая рыбка”. А его композиция “Юный Гагарин” сейчас воплощена в виде памятника, посвященного космонавтике в одном из городов Китая. Добрую улыбку вызывает скульптурная миниатюра Камрана Абасова “Кот в очках”. Здесь же представлена тонкая графика Михаила Горюнова и работы саратовца Романа Милохина, умеющего почувствовать и передать ощущение космоса в малом мире природы. Не потерялись в общей экспозиции и работы другого саратовца Андрея Тихомирова, который на своих картинах воссоздает облик дореволюционных городов Саратова и Москвы. Красочны городские пейзажи Юлии Кондратенко. С прошлогоднего вернисажа “гефестовцев” в Красногорске запомнилась ее “Венеция”, а здесь представлена новая картина “Амстердам” с причудливо изогнутым мостом над каналом. Петербуржец Сергей Ущенко показал мастерски выполненные натюрморты “Блюз роз” и “Подсолнухи”.
А рядом цикл работ Андрея Аверьянова, который начинается с озорной картины “Коса”, где обнаженная красавица, взявшись за косу, как за руль, уносится куда-то в поднебесье или перелетает в соседнюю комнату, где размещена другая часть картин Андрея. В них в полной мере раскрывается своеобразный юмор художника, с доброй ироничностью умеющего подметить бытовые подробности из жизни женщины, то любящей попариться в бане (“Сибирская баня”), а то и понежиться под лучами южного солнца (“У моря”) или навести марафет (“Маникюр”). Вообще, в этой последней комнате разместились наиболее оригинальные, затрагивающие чувства и воображение работы. С удовольствием всматриваешься в хорошо знакомые по прежним выставкам работы Юрия Чернухи. Это и поэтичная работа “Полнолуние” и трагические “Ослепление иконописцев”, “Раненый ангел”. А сравнительно недавняя картина “Процессия эльфов” уже продана художником и на выставке размещена ее авторизованная фотокопия. Думается, что такая ретроспектива старых работ интересна и самому художнику, позволяет ему “остановиться, оглянуться” и задуматься о персональной выставке, которую он предполагает провести в следующем году… Обращают на себя внимание две картины питерского живописца и графика Дмитрия Мириленко “Воздушная гавань” и “Кочующие корабли”, который искусно использует в своих работах технику коллажа.
Ностальгическое чувство вызывает триптих Ирины Фильберт “Похищение Европы”, где впечатление от древнегреческого мифа перетекает в наше время. Жаль, что Ирина так и не продолжила эту серию фэнтезийных работ с образами женщин удачно начатую несколько лет назад. А рядом хорошо смотрятся три картины нижегородца Сергея Алипова, среди которых выделяется “Натурщица”, передающая живую сценку из жизни художника.
Особое внимание стоит уделить работам Александра Мартьянова. На этой выставке он в единственном числе представляет визуальное искусство дэф-художников, у которых изображение обязательно включает в себя образы жестового языка. Красочное живописное полотно называется “Дерево жестов”, а скульптурная миниатюра, с фигурой человека, говорящего на жестовом, носит название “Право на существование”. Такие работы лаконичны, выразительны и понятны для людей с детства общающихся на ЖЯ.
Вернисаж многообразен по своей тематике и впечатляет большим количеством мастерски выполненных работ, которые можно будет посмотреть до 2 июля. А потом у “гефестовцев” будет летний период подготовки к выставке в Сочи, где они предполагают показать, кроме старых, также и новые работы. Все эти выставки, начиная с красногорской в декабре прошлого года, проходят под знаком четвертьвекового юбилея Культурного центра, все эти годы возглавляемого Натальей Софроновой.
Ярослав Пичугин, фото автора