Общероссийская общественная организация инвалидов "Всероссийское общество глухих" (ВОГ)

Верность и интеллигентность Бориса Басина

Об актере Театра мимики и жеста с 30-летним стажем

«До третьих петухов» (1983 г.). Б. Басин справа


Простой и застенчивый паренек из подмосковного Химки­Ховрино после окончания средней школы для глухих детей поступает в третий набор театральной студии при ТМЖ, решив посвятить себя служению Мельпомене.

Вырос он в очень интеллигентной семье, его мама была учителем истории, кстати, как и многие родители наших актеров, очень любила театр, была в курсе всех студийных событий, а затем и театра (ходила по возможности на все премьеры и спектакли, шедшие с 1962 года). Я ее хорошо помню – с ней приятно было беседовать, она знала и уважала всех нас. На одном из вечеров, по случаю дня рождения Бори в студийные годы, я познакомилась с его отчимом – интереснейшим и очень добрым человеком – «ходячей энциклопедией», очень мужественным и стойким, который помог маме Бори вырастить и воспитать его. Давно уже нет Бориных родителей, но зерна добра и интеллигентности, любовь к искусству, которые они сумели заложить в характер сына, дали в дальнейшем благоприятные всходы. Именно его родители, на мой взгляд, включили ему «зеленый свет» на поприще, называемое ТЕАТР, которому Борис посвятил почти 30 лет своей жизни.

На выпускном вечере (1970 г.). В центре Б. Басин и Г. Митрофанов


Поступив в труппу театра по окончании студии в 1970 году, вместе со своими сокурсниками третьего выпуска, он начал с вводов на разные роли в старые спектакли ТМЖ, шедшие на нашей сцене с начала 60­х годов, такие, как «Золушка», «Два клена» и другие. А затем чередой пошло множество новых спектаклей, где он сыграл немало интересных и запоминающихся ролей, внося в каждую свой неповторимый штрих: «Вера, Надежда, Любовь» (1970 год, дипломный спектакль, роль Военнослужащего); «Одуванчик» (1970, дипломный спектакль, роль Собаки); «Тогда, в Севилье» (Танцор), «Прикованный Прометей» (1971, Мужчина), «Пульс моей параллели» (1973, Безудержный), «Хрустальное сердце» (1975, Математик) и многие другие, вплоть до конца 80­х годов («Сотворившая чудо» – роль Джеймса, «Царь и танцовщица» – Гонец и Йог, «Голый король» – Министр).

Многим запомнилась его роль Иисуса Христа в спектакле «Капричос» (1976 год). Польский режиссер Богдан Глущак, поставивший этот спектакль­пантомиму по офортам испанского художника Франциско Гойи – из тех режиссеров, что скупы на похвалу, но тем не менее, он дал высокую оценку работам многих актеров, занятых в этой постановке: «Хорошо справились со своими ролями М. Грахова, С. Слепнева, Т. Петухова, О. Гарфельд и молодые артисты А. Малов, Б. Басин» («ВЕС», 1976).

Театральный критик Н. Балашова, неоднократно освещавшая премьеры нашего театра, так писала о талантливой работе Бориса в спектакле «До третьих петухов» по В. Шукшину в постановке А. Щекочихина: «Надо отдать должное некоторым актерам. Они создают блестящие характеры одними лишь пантомимическими средствами. Это, например, … Б. Басин – рыжий Главный черт во фраке с белой манишкой…» («ВЕС», 1985).

«Голый король» (1989 г.). М. Грахова и Б. Басин. «Хрустальное сердце» (1975 г.). Б. Басин слева


И тут нагрянула перестройка. Постепенно, как снежный ком, в театре нарастали трудности, но работа в нем не прекращалась. Я хорошо помню это тяжелое и смутное время – не только для нашего театра, но и для всей страны. Особенно начало 90­х годов: распался СССР, уже не было с нами режиссеров ТМЖ Г. Якерсона, Е. Низового, постепенно «ушли» из театра многие актеры, одни – «за выслугой лет», другие – в мир иной. Но те, кто оставался – две небольшие группы – продолжали что­то ставить, пытались из ничего создать какие­то небольшие постановки. Что­то получалось, что­то нет, но мы хотели сохранить свой театр для глухого, хотя бы, зрителя. Поэтому, не останавливаясь, шли вперед: «В трудных условиях артисты пытались сами проявить инициативу. Так, Марта Грахова поставила камерный спектакль «Прощай, любовь!», в котором сама сыграла главную роль. Нельзя не отметить в этом спектакле, наряду с актерским профессионализмом Марты Граховой и Бориса Басина, живую, яркую непосредственность молодых актеров…» (из книги «Верность сцене нам силы давала», 2012). Позже Борисом, в связке с М. Граховой, был создан детский спектакль «Попугайчик Пай», с которым маленькая группа актеров не раз выступала на разных площадках, но опять же в порядке личного энтузиазма.

Борис Басин был занят во многих спектаклях ТМЖ, в запоминающихся эпизодических и «проходных» ролях, играл по 25­30 спектаклей в месяц на протяжении многих лет. Он очень добросовестно служил своему театру. Именно о таких, как он, сказал в свое время в журнале «ВЕС» Г. Якерсон: «Наблюдательность, пластичность, яркость жеста, своеобразная театральность (глухой человек и в жизни, как на сцене, всегда на виду), острая реакция в диалоге и выразительность передачи мысли – вот качества, вот наши «точки опоры», которые помогут неслышащим людям быть оригинальными и своеобразными в своем искусстве».

Бася, как я всегда его зову еще со студийных лет, да и по жизни – просто хороший и добрый человек, которому в августе сего года исполнилось 65 лет, и я не могла не написать о нем – об актере, который многие годы был верен нашему театру, был на своем месте, и с другими талантливыми актерами ТМЖ преумножал своим трудом его славу. Так сложилось, что в начале 90­х годов он c семьей уехал на ПМЖ в Израиль, где живет и работает до сих пор. Вместе с женой Оленькой (царство ей небесное) они вырастили и воспитали двух замечательных сыновей, а сейчас уже подрастают внуки. Мне остается только поздравить Бориса с юбилеем и пожелать ему еще долгих лет жизни.

Надежда Ивановская
Опубликовано в ВЕС №9, 2014

ВОГинфо.ру

Добавить комментарий