По новым правилам за глухими сохранено право на вождение
ВОГинфо.ру уже писал о том, что с января этого года вступило в силу Постановление Правительства РФ №1604 от 29.12.2014 «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством». Постановление было подготовлено во исполнение пункта 4 статьи 1 федерального закона от 28 декабря 2013 года № 437-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О безопасности движения» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам медицинского обеспечения безопасности дорожного движения».
Сейчас при прохождении медкомиссии человек должен получить заключения семи специалистов. По новой процедуре из списка необходимых обследований будет исключен осмотр хирурга. Кроме того, граждане, получающие права категорий А и В, будут освобождены от посещения невролога и лор-врача. Также предложено отменить электроэнцефалографию и электрокардиографию.
В перечне заболеваний, которые являются противопоказанием к управлению транспортным средством, оказались восемь заболеваний нервной системы, а также ахроматопсия (недостаток зрения, вследствие которого различение цветов делается невозможным) и слепота обоих глаз. Ограничения по слуху для вождения в категории А и В теперь отсутствуют.
Проблема получения водительских прав инвалидами по слуху постоянно находится в поле зрения Всероссийского общества глухих. Зная, с какими трудностями сталкиваются водители из числа глухих при получении водительских прав и медицинских справок на допуск к вождению транспортными средствами, руководство ВОГ поручило Отделу реабилитации Управления социальной политики и реабилитации взять эту проблему на особый контроль.
И одновременно Всероссийское общество глухих решало в Минздраве РФ вопрос по снятию ограничений для глухих в рамках вступившего в действие с января 2012 года приказа Минздравсоцразвития России № 302н от 12 апреля 2011 года «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда». В этом приказе тоже присутствовали нормы по запрету глухих к допуску на вождение транспортными средствами.
Руководством ВОГ было решено действовать по двум направлениям: как в рамках внесения изменений в Приказ №302-н, так и по подготовке предложений в Постановление Правительства РФ №1604 от 29.12.2014 «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством». Еще два года назад представители ВОГ принимали непосредственное участие в подготовке предложений по устранению дискриминации глухих по рабочим профессиям и вождению транспортными средствами. Были подготовлены многочисленные письма в Минтруд РФ и Минздрав РФ по вопросу отмены ограничений для глухих. Президент ВОГ Валерий Рухледев неоднократно озвучивал эти проблемы в своих выступлениях на различных площадках, начиная с заседаний Комиссии по делам инвалидов при Президенте РФ и заканчивая публичными выступлениями в СМИ на пресс-конференциях.
Так, в частности, в обращении в Минздрав РФ Всероссийское общество глухих излагало свою позицию следующим образом: «Рассмотрев проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении перечней медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами», ВОГ заявляет о категорическом несогласии в части, касающейся медицинских ограничений граждан с нарушениями слуха по управлению транспортными средствами». Всероссийское общество глухих считает, что указанные ограничения не имеют под собой ни научной, ни экспериментальной базы и ущемляют конституционные права граждан с нарушениями слуха, пользующихся личным автотранспортом. Представленный проект приказа противоречит Конвенции о правах инвалидов, которую Российская Федерация ратифицировала 03 мая 2012 года. В статье 5, п.2 Конвенции говорится, что «государства-участники запрещают любую дискриминацию по признаку инвалидности…».
Подготовленный Минздравом РФ проект приказа № 302н в значительной степени ухудшал положение инвалидов по слуху по сравнению с ранее действовавшими нормативно-правовыми актами, регулирующими вопросы медицинского допуска к праву управления транспортными средствами.
Так, в соответствии с приказом Министерства здравоохранения СССР от 14 августа 1975 года лицам с нарушениями слуха (вплоть до глухоты) было предоставлено право вождения легковым автотранспортом при условии периодического медицинского переосвидетельствования. Такое решение было принято по результатам пятилетнего эксперимента по изучению возможности допуска глухих и тугоухих лиц к управлению автомобилями и мотоциклами. Итоги эксперимента показали, что глухота не является препятствием к управлению автомобилем и мотоциклом, и вот уже на протяжении почти 40 лет глухие и слабослышащие граждане пользуются этим правом, и каких-либо нареканий и претензий за это время не было.
До недавнего времени действовал приказ Минздрава СССР от 29.09.1989 № 555, которым при определении допуска к водительской профессии руководствовались медицинские водительские комиссии лечебно-профилактических учреждений. В приказе отмечено, что при «полной глухоте, глухонемоте» допуск к управлению транспортным средством осуществляется индивидуально с переосвидетельствованием не реже, чем через 2 года.
Аналогичная ситуация имела место в 2010 году при подготовке проекта федерального закона от 21 июня 2010 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам медицинского обеспечения безопасности дорожного движения». Тогда Всероссийское общество глухих письмом от 14.07.2010 № 02/1-01/70 обратилось в Министерство здравоохранения и социального развития РФ с просьбой исключить «полную глухоту» из перечня противопоказаний, и вопрос был решен положительно. Минздравсоцразвития России письмом № 14-3/238270 от 02.09.2010 сообщил, что категория «полная глухота» исключена из последующих редакций вышеуказанного законопроекта. Сейчас история повторяется.
Позицию ВОГ поддержал главный врач-оториноларинголог ФМБА Минздрава РФ профессор, доктор медицинских наук Яков Накатис. Благодаря его письменному заключению о возможности допуска глухих к вождению транспортных средств, возможности обучаться и трудиться по различным рабочим профессиям, а также благодаря поддержке нынешнего внештатного главного оториноларинголога России, руководителя Федерального научного клинического центра оториноларингологии ФМБА Николая Дайхеса, Министерство здравоохранения РФ пошло навстречу Всероссийскому обществу глухих и подготовило проект приказа «Об утверждении Перечня производственных факторов, Перечня отдельных видов работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, Порядка проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на отдельных видах работ, тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда». В этом перечне указано, что глухота не является ограничением к вождению автотранспортного средства. Этот документ прошел длительную процедуру согласования в Минздраве РФ, Минтруде РФ. Формулировки, которые касались допуска к вождению, постоянно менялись. К сожалению, окончательный вариант проекта приказа будет отличаться от того, что было вынесено на общественное обсуждение. Но суть в главном: ограничения в допуске глухих водителей в категории А и В сняты. Основным моментом непонимания были положения, которые касались использования глухими слуховых аппаратов для компенсации потери слуха до разрешенного уровня – это относится к водителям транспортных средств, только начиная с категории С. Вот ссылка из рабочей переписки с Минздрвавом РФ: «Разрешенный уровень касается только водителей категорий «C», «CE», «D», «DE», «Tm» или «Tb», подкатегории «C1», «D1», «C1E» или «DIE». Для остальных категорий этот уровень не установлен, следовательно, к ним не применяется требование о ношении «слухового аппарата».
Другими словами:
1. Полностью глухие могут управлять транспортными средствами категорий «A», «M», «B», «BE», подкатегории «A1», «B1». То есть для управления легковым автомобилем или мотоциклом ношение слухового аппарата не требуется.
2. При снижении слуха ниже разрешенного уровня, можно управлять транспортными средствами категорий «C», «CE», «D», «DE», «Tm» или «Tb», подкатегории «C1», «D1», «C1E» или «DIE», при условии компенсации слуха до разрешенного уровня с помощью индивидуальных средств реабилитации. То есть люди с нарушениями слуха могут водить грузовик, автобус, троллейбус и трамвай – при условии ношения слухового аппарата или КИ.
В рамках государственной программы «Доступная среда» в 2011 году глухими был совершен автопробег Москва-Владивосток, оценивший доступность российских дорог для людей с ограниченными возможностями и одновременно доказавший, что у глухих нет проблем с вождением транспортных средств.
В подтверждение этого было совершено еще два автопробега: Василий Иванов в одиночку совершил автопробег Москва – Владивосток, а также Удмуртское РО ВОГ организовало автопробег глухих по Удмуртии.
Так что глухие водители могут быть уверены, что никаких дополнительных требований по слуховым аппаратам к ним предъявляться не будут. Сейчас Минздрав готовит на основании постановления Правительства РФ №1604 от 29.12.2014 ряд нормативно-правовых документов, предусматривающих порядок и условия оформления допуска граждан к вождению автотранспортных средств. В частности, на портале Минздрава РФ размещен для общественного обсуждения проект ведомственного приказа «Об утверждении порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством».
Всероссийское общество глухих по-прежнему будет держать этот вопрос на особом контроле. На данный момент в Минздрав направлено письмо с просьбой предоставить разъяснения по допуску к вождению. По сообщению из Минздрава, в ближайшее время будет подготовлен их ответ, который мы обязательно опубликуем на ВОГинфо.ру по мере поступления.
Другие материалы по теме:
Новогодний «сюрприз» автомобилистам
Фундамент прав глухих автолюбителей
Минздрав отменяет дискриминацию глухих?
ВОГинфо.ру