В ВОГ открылась выставка глухого фотографа Юрия Полховского
Портрет Ю. Полховского
4 марта в офисе УСПиР Всероссийского общества глухих, у метро «Красносельская», открылась фотовыставка Юрия Полховского (1949 – 1994), талантливого глухого фотохудожника, получившего признание многих профессионалов.
На открытии вернисажа присутствовал вице-президент ВОГ Станислав Иванов, которого заинтересовали фотографии Полховского своей образностью и высоким уровнем мастерства. Кроме того, Станислав Александрович отметил интересную связь целого ряда представленных работ с историей нашего Общества. А открыла выставку вице-президент КЦ «Гефест» Наталья Софронова, именно она (совместно с редакцией журнала «ВЕС») собрала и подготовила к вернисажу все фотоработы мастера. С воспоминаниями о фотохудожнике выступили Ирина Никифорова, которая училась в одном классе с Юрием, и артист Геннадий Митрофанов.
Творческий путь Юрия Полховского начался рано, вскоре после окончания школы №30 для слабослышащих он стал сотрудничать с киностудией глухих на Пятницкой, которой руководил Анатолий Казачков, участвовал, как оператор в съемке фильмов «Я вижу музыку» и «Трудные люди». Позже учился на Курсах фотожурналистики.
С конца 70-х он начал работать в Агентстве печати «Новости» (АПН), но продолжал сотрудничество и с журналом ВОГ «В едином строю», где было напечатано немало его фоторепортажей, особенно на театральную тему. Из его работ, выполненных для АПН интересны портрет Галины Улановой, знаменитой балерины, а в то время педагога.
Балет
Умение создать атмосферу, своеобразную ауру отличало лучшие портретные работы мастера, таков, например, портрет Б. Пиотровского, директора «Эрмитажа», снятого рядом с гигантской ступней атланта у стен музея. Трогательной и глубокой по содержанию, получилась у Полховского фотография «День Победы», запечатлевшая одну из встреч 9 Мая в Москве.
День Победы
Полховский работал в Агентстве вместе со слышащими фотохудожниками, но почти все друзья Юрия, как и он сам, были глухими. Все, с кем он был дружен, говорили о нем с неизменной теплотой. Наталья Софронова, вице-президент КЦ «Гефест» вспоминает: «Говорю о Юре с грустью. Как хорошо вместе встречали праздники, путешествовали… Так уж случилось, что мне пришлось быть постоянной фотомоделью Юрия. Именно его фотопортрет «Наташа» был отмечен премией Гран При на Международном фотоконкурсе в 1979 г. в Варне.
Наташа
Несмотря на то, что многие фотомастера в то время стали переходить на цветную фотографию, Полховский оставался верен классике – черно-белому изображению. И здесь он творил чудеса. Многие его работы были высоко оценены в АПН, где он работал. К сожалению, в начале 90-х, в Агентстве его сократили.
Мост Кентавров в Павловске
Я предложила ему вступить в «Гефест», хотели с друзьями сделать его персональную выставку, к сожалению, не успели, Юра начал болеть и слишком рано ушел из жизни. Но его персоналка, все же состоялась, в рамках юбилейной выставки художников-«гефестовцев», в Доме Дружбы… Он был не лучшим среди нас, а единственным и неповторимым!..» Проникновенное стихотворение памяти Юрия Полховского написал его близкий друг поэт Алексей Софронов, в нем есть такие строки:
Мы воспринимали его сквозь славу,
которая сама шла вперед.
И сам маэстро смотрел на нас
сквозь грустные
стоп-кадры своих фотографий…
Остается добавить, что наряду с грустными фотографиями у мастера много работ, где присутствует праздничное, даже карнавальное ощущение жизни, он умел передать ее неповторимость и многообразие.
Болгарский полдень
Выставка проработает до середины апреля.
Ярослав Пичугин
ВОГинфо.ру