Общероссийская общественная организация инвалидов "Всероссийское общество глухих" (ВОГ)

Кино Геннадия Митрофанова

К 75-летнему юбилею глухого артиста театра и кино

Сегодня, 19 мая исполнилось 75 лет Заслуженному артисту России Геннадию Митрофанову. Он известен как артист Театра мимики и жеста, за свою жизнь сыгравший десятки ролей в спектаклях ТМЖ. Несколько лет назад Геннадий Дмитриевич ушел со сцены, но это не значит, что он отошел от активной деятельности. Любой, кто хорошо знает Митрофанова, поймет, что крылатая фраза «покой нам только снится» – это про юбиляра. Несмотря на приличный возраст, он полон энергии, ведет в московском культурном центре «Интеграция» кружки пантомимы и фотографии. На недавнем городском фестивале жестового языка среди победителей и призеров – много тех, кто занимается в «Интеграции» под руководством Елены и Геннадия Митрофановых.

О театральной карьере прославленного артиста написано много – и в журнале «ВЕС», и в центральной прессе (в советское время о спектаклях ТМЖ писали и газеты «Культура», «Советская Россия», и журналы «Огонек», «Театр»). Но мне хотелось расспросить Геннадия о его ролях в кино – ведь Митрофанов – один из немногих глухих артистов, кто был востребован у знаменитых кинорежиссеров и много снимался. Достаточно назвать Алексея Германа, Сергея Бондарчука, Рустама Хамдамова, Александра Атанесяна…

– Геннадий Дмитриевич, часто ли вспоминаете свои кинороли?

– Как раз недавно, в апреле, меня пригласили выступить в Казани перед молодыми глухими членами видеостудии «Титр». Расспрашивали именно о съемках в кино. Особенно много было вопросов о фильме «Человек-амфибия»…

– Это ремейк знаменитого фильма 60-х годов, для съемок в котором Вы ездили на Кубу в 2004 году?

– Да, 40 дней снимали на Кубе, а потом еще в Крыму. Режиссером был Александр Атанесян, который позже пригласил меня сняться и в другом его фильме «Сволочи». В «Амфибии» мне дали небольшую роль помощника доктора, которого сыграл Регимантас Адомайтис. Съемочная группа объездила всю Кубу, большую часть времени снимали в Варадеро и Гаване, а еще в Тринидаде, это город на другом краю острова, где Карибское море…

– На Кубе из наших глухих мало кто бывал. Какие впечатления остались от острова Свободы?

– Кубинцы живут бедно (средняя зарплата очень мала, что связано с санкциями, которые США наложили на Кубу 60 лет назад), но в то же время люди такие жизнерадостные, гостеприимные, готовы в любое время и в любом месте устроить праздник. Все здания давно не ремонтировались, обшарпанные, кроме тех, где расположены посольства. Многие знают русский язык, ведь в школах изучали его. Однажды случайно заглянул в клуб глухих, там меня принимали очень хорошо, а понять друг друга с помощью универсальных жестов оказалось нетрудно. Оказалось, что кубинцы помнят старый фильм «Человек-амфибия», и я смог рассказать о съемках в новой киноверсии… Много фотографий сделал на Кубе, однажды долго снимал колоритную старушку на улице, а она потребовала деньги, но у меня с собой были только крупные купюры. А потом в Москве по телевизору увидел ее, оказалось, старейшая жительница острова, ее поздравляли со 110-летием…

– Недавно ушедший от нас режиссер Алексей Герман снимал вас в фильме «Хрусталев, машину!». Как он на Вас вышел?

– Через студию «Ленфильм», туда меня до этого не раз приглашали. Сначала снимался у Рустама Хамдамова в фильме «Анна Карамазофф» (вышел в 1991 году), потом благодаря этой работе пригласил режиссер Олег Морозов  в ленту «Ленинград. Ноябрь» (тогда мне пришлось играть на камеру прямо в воде Финского залива), а затем уже у Германа (от съемок «Хрусталева» в 2001 году до выпуска на экран прошло целых 8 лет! – В.С.).  

– Как Вы без слуха понимали на съемках режиссеров и партнеров?

– Конечно, приглашали переводчика жестового языка. Иногда им оказывался случайный человек, и тогда съемки превращались в мучение. А в фильме Германа мне переводила моя жена Елена, так что все прошло прекрасно. Снимали тоже в Петербурге, оплатили нам и проезд, и гостиницу, и работу.

– Какое впечатление осталось от общения с легендарным Германом?

– У него были такие теплые глаза… Очень культурный, вежливый человек. Оказалось, он обо мне уже многое знал, сразу спросил, как дела в Театре мимики и жеста, он слышал про наш недавний пожар… У меня была маленькая роль сыщика, без слов, поэтому Алексей Юрьевич показал, как надо сыграть в эпизоде. Я сделал как требовалось, а позже он объяснил, для чего нужна была эта сцена. Если бы знал, я бы сыграл по-другому, но у Германа импровизация не приветствовалась. Кстати, эту роль сыщика должен был сыграть Андрей Миронов, но он скончался незадолго до этого.

Спектакль «Карьера Артуро Уи». А. Малов, Г. Митрофанов, В. Шубин, И. Лесников


– Расскажите о работе с Рустамом Хамдамовым – это не только кинорежиссер, но и знаменитый художник, его картины куплены Лувром, Эрмитажем, Третьяковкой…

– Этот фильм («Анна Карамазофф») снимался в нескольких местах, то в Ленинграде, то в Москве, то в Узбекистане, много перелетов было. Участвовали звезды, от француженки Жанны Моро до российских Елены Соловей, Светланы Немоляевой, Петра Мамонова. Хамдамов сделал произведение в стилистике немого кино, и у меня была соответствующая роль – режиссера немого кино. Рустам ко мне относился внимательно, расспрашивал о работе в театре, пригласил с другими актерами в гости к себе домой, в Ташкенте. Там я был поражен – в квартире множество редких книг, стены увешаны картинами хозяина. Пообщался с родителями и бабушкой Рустама, со мной был переводчик Вова Никитин (он работал осветителем в ТМЖ, сейчас живет в Израиле).

– У вас есть диск с записью этого фильма?

– Увы, ни у меня, нигде нет. Дело в том, что после премьеры фильма на фестивале в Каннах в 1991 году, французский продюсер из-за разногласий с режиссером арестовал ленту и с тех пор не дает в прокат. Единицы видели фильм полностью.

– А каким помнится Сергей Бондарчук, снимавший Вас в «Борисе Годунове» в роли юродивого? 

– Сразу было видно, что это большой человек, личность. Я его про себя назвал «океаном» – такое мощное, масштабное впечатление Бондарчук производил. На первой репетиции Сергей Федорович попросил меня прочитать текст из трагедии Пушкина, я волновался, поймет ли он мой неразборчивый, как мне казалось, голос, но он меня успокоил: ты хорошо говоришь, я все понимаю. Кстати, на эту роль пробовались еще два народных артиста СССР, а еще поэт Евгений Евтушенко хотел ее сыграть, но утвердили меня.

– Вы в 1984 году в театральной постановке «Бориса Годунова» сыграли сразу две роли – самого Бориса и Гришку Отрепьева. Сергей Юрский был восхищен вашей игрой, а Бондарчук, посмотрев в ТМЖ этот спектакль, пригласил Вас  сниматься в своем фильме. Как прошли съемки?

– Сам процесс был коротким, а вот подготовка – почти год! Дело в том, что еще летом меня предупредили о времени съемок – зимой, на снегу и морозе. И я начал готовиться – закалять себя, ходить босиком и без одежды, обливаться ледяной водой. Ночью у подъезда бегал, чтобы люди не видели и не пугались. Поначалу на снегу не выдерживал и минуты, а ведь сцена должна быть минут 20, а то и больше. Постепенно дошел до 3 минут. Больше – никак! Ну была не была… К счастью, в день съемок сильного мороза не случилось, минус 5, не больше. Привезли в Кремль, был выходной день, пусто – ни машин, ни людей, только киношники и массовка. Так счастлив был играть в Кремле! Я вышел из машины сразу в нужном образе (на мне только вериги и дерюга), и в массовке вокруг люди закричали: «Карбышев идет!» Для страховки растирал себя водкой, но съемка затянулась, потребовался второй дубль, я замерз, к счастью, все же не простудился… Моими переводчиками на этом фильме были Рита Кролл и Владимир Рахов.

Г. Митрофанов в спектакле «Борис Годунов» (слева)


– Да, у Вас богатый багаж ролей в театре и кино. А не тянет сейчас снова на сцену?

– Не могу сказать, что скучаю по сцене. Вот если бы предложили роль достойную, глубокую… Впрочем, недавно во сне видел себя играющим в спектакле, а вот какая там была роль – непонятно…

В роли Чаплина (слева) в спектакле «Смех и слезы короля комедии»


– А что с вашими планами по фототворчеству? Планируете ли еще масштабные выставки, вроде городского фотоконкурса глухих в 2013 году?

– Пока нет, не удается собрать глухих фотографов вместе. В Москве их много, но каждый больше сам по себе. Вот в Питере создали фотоклуб в ДК глухих, хорошее дело, может быть, проведем совместную встречу…

– Геннадий Дмитриевич, спасибо за беседу. Редакция журнала «ВЕС» и сайта ВОГинфо.ру поздравляют Вас с юбилеем, желаем Вам еще долго радовать нас творческой активностью!

Беседовал Василий Скрипов

ВОГинфо.ру

Добавить комментарий