Многим известно имя русского художника Ивана Билибина (1876–1942), создателя иллюстраций к русским народным сказкам, а также к пушкинским сказкам “О царе Салтане” и “О золотом петушке”. Здесь мы приводим одну из его работ, чтобы вы сразу поняли, о ком речь. Иван Билибин еще успешно занимался сценографией, оформлял православные храмы. Но очень мало кто знает, что его сын тоже стал театральным художником, только английским. И был тот самый сын… глухим.
Александр Билибин родился 22 января 1903 года, в России. Старший сын Ивана Билибина от его первого брака с Марией Чемберс. Учился в 3-й классической гимназии. В возрасте 9 лет из-за воспаления сосцевидного отростка, расположенного за ухом, А. Билибин перенес две операции и потерял слух. В мае 1914 года с матерью и младшим братом Иваном (в будущем – известный в Великобритании журналист, в последние годы – секретарь и советник великого князя Владимира Кирилловича) выехал в Швейцарию для медицинских консультаций. С началом Первой Мировой войны семья оказалась отрезанной от России. Сентябрь-декабрь 1916 года они пробыли в Париже, в январе 1917 года приехали в Англию, намереваясь оттуда добраться в Россию через Скандинавию. Благодаря английскому происхождению матери власти позволили им задержаться, а с началом революции в России – остаться в Англии. Александр Билибин был отправлен в школу для глухих мальчиков Инс Джонса в графстве Нортхэмптоншир, где проучился пять лет. Здесь использовался оральный метод обучения. В школе у Александра проявился талант к рисованию. По окончании учебы в ней, он хорошо сдал Оксфордский экзамен для детей до 15 лет, что было большим успехом для любого ребенка в те дни. После школы Александр поступил в Центральную Высшую школу искусств и ремесел в Лондоне. После школы он проучился 4 года в Королевской Академии художеств. Будучи студентом, Билибин услышал историю о глухом художнике, который не смог поступить в это же учебное заведение, где учился сам Билибин. Это был Альфред Р. Томсон, позднее ставший известным художником во времена Второй Мировой. Александр решил познакомиться с ним лично, несмотря на то, что он сам не знал жестовый язык. Так началась их дружба, которая длилась 53 года. Художники не раз ругались из-за взрывного характера Билибина, но сохранили дружбу до конца.
В 1927–36 гг. Александр навещал отца, занимался рисунком под его руководством и помогал в работе над эскизами росписи русской православной церкви Успения Пресвятой Богородицы в Праге.
Вскоре А. Билибин стал известен в качестве сценического художника в киноиндустрии. Он работал сценографом, выполняя заказы различных театральных трупп, в частности, балета М.М. Мордкина. В 1941 году исполнил эскизы декораций к неосуществленной постановке балета “Маска Красной Смерти” по Э. По (балетмейстер М.М. Фокин). Сотрудничал в британских кинокомпаниях. Занимался станковой живописью, акварелью, любил рисовать углем. Он также делал фрески, которые часто выставлялись в Королевской Академии. Более того, художник занимался росписью и отделкой знаменитого круизного трансатлантического лайнера “Куин Мэри” (“Queen Mary”).
А. Билибин входил в Королевское общество художников-акварелистов, был пожизненным членом Художественного клуба Челси и ежегодно расписывал большой задник для новогоднего бала, устраиваемого клубом в Альберт-Холле.
В 1963 году художник женился на Гвендолин Джервис и в 1967 году поселился в Хартинге. Писал пейзажи окрестностей. В 1966 году принял английское гражданство, надеялся с английским паспортом посетить Россию. В 1968 году перенес первый инсульт. 10 октября 1972 года через пару недель после третьего инфаркта он скончался. Похороны были очень скромными, немногие пришли попрощаться с художником. Но, главное, что среди них был его лучший друг – Альфред Р. Томсон.
В 1974 году работы глухого художника были показаны на выставке “Русский взгляд” в Гейдельберге.
Перевод – Александра Филипповская
Источник: W. Jackson, Raymond Lee “Deaf Lives. Deaf People in History”. Published by the British Deaf History Society. Palladian Press, Essex, 2001.
Использованы также материалы из издания: Лейкид О.Л., Махров К.В., Северюхин Д.Я. Художники русского зарубежья 1917–1939. Биографический словарь, 1993.