Общероссийская общественная организация инвалидов "Всероссийское общество глухих" (ВОГ)

“Глухота – это культура, а не увечье”

Геннадий Тихенко: почему КИ вовсе не благо для глухих

Геннадий Тихенко / Фото: личный аккаунт ВКонтакте


В редакцию “ВОГинфо.ру” поступили две авторские статьи – одна от глухого Геннадия Тихенко, который не приемлет кохлеарной имплантации, вторая – от позднооглохшего Сергея Антипина, почти через тридцать лет после потери слуха сделавшего себе КИ на оба уха. Публикуем обе колонки одновременно. В этом материале – колонка Геннадия Тихенко. На материал Сергея Антипина можно перейти по ссылке.

Глухота – это отличие, а не неполноценность, культура, а не увечье.
Оливер Сакс

С развитием кохлеарной имплантации каждый глухой ребенок будет получать имплантат и осваивать язык слышащих с первых месяцев жизни. Жестовый язык просто станет никому не нужен. Благо ли это?

Обычно люди считают нас, глухих, инвалидами, но мы не воспринимаем себя калеками и всегда твердим: «Не жалейте нас!» Это, по мне, называется самоопределением – мы не нуждаемся в вашем сочувствии, потому что мы совершенно нормальные люди.

Большинство слышащих людей даже не знают, что у нас есть своя культура, свой язык, свой менталитет. Нас выделяет всего лишь один факт: мы не можем слышать. Но на основе этого недостатка глухое общество создало свои собственные язык и культуру.

Суть требований общества: «Это мир слышащих, вы обязаны слышать, чтобы быть принятыми в общество!». Из-за этого многие глухие чувствуют себя неполноценными, так как не могут, по меркам слышащих людей, нормально говорить и понимать звуковую речь, и поэтому якобы очень нуждаются в помощи родителей и сурдопедагогов. Это напоминает геноцид и унижения афроамериканцев в США в середине XX-го века.

Но существуют же глухие люди, которые не обращают внимания на отсутствие слуха и при этом живут полноценной жизнью. Глухие живут, дышат, смеются, работают, живут такой же жизнью, как и все люди в мире, разница в одном – у них другой язык общения.

Жестовый язык – это самостоятельный язык, естественный для глухого ребенка, позволяющий ему полноценно развиваться. Пытаясь освоить язык слышащих в качестве своего первого языка, глухой ребенок будет отставать в развитии от своих не глухих сверстников.

Кохлеарный имплантат дарит слух неслышащим от рождения детям и оглохшим взрослым, но разрушает привычный уклад жизни общин глухих людей, которые вовсе не чувствовали себя несчастными. Кохлеарная имплантация – это не просто медицинская технология, это социокультурное явление, несущее благо, но далеко не всегда однозначно влияющее на окружающий мир.

Например, вину за неудачные результаты от внедрения КИ нередко возлагают на родителей, мотивируя «недостаточными усилиями по реабилитации ребенка в семье». Представьте, вы тратите годы напряжения и нервов, не пользуясь жестовым языком, и прикладывая все усилия только на совершенствование разговорной речи. Вы ждете, когда же улучшится слуховое восприятие вашего ребенка, а он так и не научился не то чтобы слышать, а даже разговаривать.

Разве такой жизни, полную ограничений и запретов для ребенка, вы хотите? И кем воспринимать после этого вашего ребенка? Он глухой или слышащий? Как он сможет адаптироваться в глухом мире, если он сторонится жестового языка? Годы, которые могли быть потрачены на его полноценное интеллектуальное и социальное развитие, пропали втуне.

Дети – это наше богатство, и наша задача заключается в полноценном развитии ребенка, а не в сиюминутном желании облегчить свою собственную жизнь. Не призываю отказываться от КИ совсем, но тщательнее обдумывать решение о кохлеарной имплантации ребенка – это прямая обязанность родителя.

Геннадий Тихенко

Добавить комментарий