Общероссийская общественная организация инвалидов "Всероссийское общество глухих" (ВОГ)

Донбасс ближе, чем мы думаем

Что будет с украинскими глухими беженцами в России?

Арарат Мартроси с дочерью и Марией Сытенко


На юго-востоке Украины идет война, а в Россию потянулись беженцы из тех мест (среди них есть и глухие). Корреспондент сайта «ВОГинфо.ру» Татьяна Перевалова из Крымска (Краснодарский край) рассказывает об одной из таких семей.

Проходя мимо паспортного стола, заметила большую группу незнакомых глухих явно восточной внешности. «Узбеки», подумала я, подошла и поинтересовалась, что за люди. Трое действительно оказались узбеками, которые прописались в Крымске уже 14 лет назад, а остальные оказались беженцами с Донбасса, о которых я тут же решила написать.

Семья Арарата Мартроси из пяти человек уехала из Горловки 19 июня. В пос. Новоукраинском под Крымском живет одноклассник Арарата, Максим Тураев. Он и предложил предоставить крышу над головой школьному товарищу и его семье. Вместе с семьей Мартроси уехала и Мария Сытенко, с которой они вместе работали и общались в клубе глухих. Мария оставила дома мужа, сына и свекровь, которые не решились покинуть собственный дом. А Арарат просто повесил замок на дверь своей квартиры и, захватив кое-какие пожитки, нанял такси из Горловки до Краснодара. Арарат рассказывает, что в то время еще можно было беспрепятственно выехать с Донбасса, сейчас это делать все труднее и труднее.

Мария Сытенко говорит, что в их районе Горловки, Калининском довольно долгое время было тихо, но постепенно снаряды стали падать все ближе к домам. У Марии взрослый сын, который заканчивает ПТУ по профессии отделочника, после чего он мечтает перебраться в Крым, чтобы там работать. Менять гражданство она пока не намерена, надеется, что сможет вернуться в свой дом, за который у нее, по её словам, «болит сердце». Мария молдаванка, жила в Приднестровье, который пришлось покинуть в 1992 году, когда там начались боевые действия. Она никогда не думала, что Горловка также окажется местом боев. Родственник мужа Марии ушел в ополчение, многие знакомые взяли в руки оружие. Мария считает, что вина за такое развитие событий лежит на киевской власти, которой «совершенно не нужны люди. Им все равно, будет население живым, или мертвым, ему главное – продать Донбасс американцам, которые хотят пользоваться его недрами».

– А много ли глухих покинуло  Горловку? – спрашиваю я Марию.

– Нет, очень мало.  Такой возможности у глухих нет, чтобы сорваться с насиженного места. Нет транспорта, денег, чтобы оплатить поездку. Многие просто боятся бросать дома, потому что не знают, удастся ли вернуться назад, и что увидят на месте своего жилья.

У Арарата Мартроси сходная судьба. Ему тоже уже пришлось пережить одно бегство из Азербайджана в 1990 году. По национальности он грек, и не ожидал ничего хорошего от охваченного «национальным самосознанием» азербайджанского правительства. У Арарата в семье трое детей, и он очень хочет, чтобы они жили в мире. Ужасов междоусобной войны ему с лихвой хватило на собственную жизнь. Очень благодарен Арарат своему другу Максиму Тураеву, который на две недели приютил шесть человек у себя в доме, предоставил им не только крышу над головой, но и поделился продуктами, дал в пользование машину. Без машины мотаться из Новоукраинки в Крымск для регулярных бесед с чиновниками и отметок в паспортном столе беженцам было бы довольно проблематично. Кстати, жена Максима, Варвара тоже в 90-х годах бежала со своими родителями из Чечни, бросив там дом и все нажитое имущество. Вот такая судьба у многих людей в наше время на постсоветском пространстве.

В настоящий момент администрация Новоукраинского предоставила беженцам комфортабельный дом, но это только до 15 августа, после чего их предполагается переселить на хутор Армянский, где нет удобств, да и дом, который им там предоставляют, говорят, дышит на ладан. Возможно, у кого-то возникнет желание помочь вынужденным переселенцам, предоставить им нормальные условия проживания. И Арарат и Мария много лет проработали на швейном УПП, вполне могут и хотят работать. Согласны и на менее презентабельный труд – уборщиками, дворниками. Будем надеяться, что больше им не придется бегать от пуль и снарядов, которыми так настойчиво потчует своих детей бывшая территория Союза Советских Социалистических Республик. И нельзя зарекаться, что нас это не коснется, нельзя думать, что не будет в нашей жизни такой горькой дороги. В этой жизни возможно всё. И Донбасс намного ближе к России, чем кажется каждому из нас, когда мы смотрим по телевизору сводки с необъявленной войны. Войны против простых людей, которым не оказалось места на вновь перекраиваемой политической карте Европы…

Татьяна Перевалова
Опубликовано в ВЕС №8

Добавить комментарий