Общероссийская общественная организация инвалидов "Всероссийское общество глухих" (ВОГ)

И книга, и выставка

Ярослав Пичугин – журналист, поэт, фотограф, в сентябре ему стукнуло 60 лет. Почти совпали по времени и открытие выставки его новых фоторабот, и выход книги избранных стихотворений.

Ярослав Пичугин


Фотовыставка «Этажи отражений» открыта в стенах Управления социальной политики и реабилитации ВОГ, где работает Пичугин, она стала его третьей персональной. Много представленных работ связаны с недавними путешествиями автора по Италии, интересные кадры схвачены в Милане и Сиене, Венеции и Риме, Равелло и Флоренции. В обширном цикле портретов узнаваемы лица глухих художников, о которых Ярослав часто пишет в журнале «ВЕС» – Андрея Аверьянова, Юрия Чернухи, Игоря Солдатенкова, Виктора Карепова, Анатолия Мельника, артиста Геннадия Митрофанова. Привлекают внимание экспериментальные работы – «Тепло ладони», «Прогулка», «Монастырское окно» – последние сделаны с помощью монокля (специального объектива с одной линзой).

Утренняя прогулка (Рим)


Особое значение для Пичугина имеет фотоэтюд «Мировое древо», который как бы объединил в себе и название выставки (в ней запечатлено перевернутое отражение золотого осеннего дуба), и одноименную книгу стихов, где эта фотография воспроизведена на обложке.

Обложка новой книги стихов Ярослава Пичугина


Напомним, что юбиляр – член Союза писателей Москвы, на его боевом счету – восемь книг стихов, а эта стала уже девятой. И особенной – в ней поэт впервые соединил со стихами свои фотоэтюды (жаль, что только в монохромной обработке, но и так они смотрятся здорово). Фотографии в книге дополняют смысл стихов, а стихи – углубляют визуальные образы. Автор подчеркивает: «Учусь двойному зренью, когда внутренний ритм возникающих где-то в сознании строчек сочетается с образами, проходящими сквозь видоискатель камеры».

Кстати, начинал Ярослав свой жизненный путь с науки. Потеряв слух в 17 лет, он закончил МВТУ им. Баумана, стал инженером-программистом, работал в коллективе слышащих в «Бауманке». Но еще в студенческие годы начал писать стихи и прозу, позже – статьи об искусстве.

В 90-е годы именно Пичугин открыл первое в России издательство глухих «Загрей». Благодаря этому в 90-е годы вышли в свет книги, написанные глухими литераторами. Почти два десятка личных поэтических и прозаических книг глухих членов ЛИТО «Камертон», коллективные сборники, выпуски симпозиумов по истории глухих, «Антология глухих поэтов России», альманахи – все это появлялось благодаря «Загрею», конечно, при финансировании со стороны ЦП ВОГ, МГО ВОГ, самих авторов. А в последние годы, в рамках работы в отделе печати, Ярослав был составителем альбомов глухих художников России, сборников избранных произведений нашего классика Ивана Исаева, альманахов нашего журнала. Принимал он участие и в работе над трехтомником «История ВОГ» – в тех главах, темы которых ему близки – о художниках, литературе глухих, книгоиздании. Как видим, талант юбиляра многогранен.

Портрет художника Андрея Аверьянова


Можно сказать, что Ярослав Пичугин находится в расцвете сил. Его коллеги из УСПиР  во главе со Станиславом Ивановым верят, что впереди у Ярослава – новые книги, стихи, фотовыставки. Так держать, Ярослав!

Редакция «ВЕС» и сайта ВОГинфо.ру

Представляем одно из стихотворений книги, которое стало эпиграфом к фотовыставке:

*  *  *

Почему я люблю отраженья,

или тени на фоне луны?

Потому ли, что в них продолженье

бытия закругляет и сны…

И не нужно прямого ответа

на вопросы дневной суеты,

виртуального Божьего ветра

прочитаются снова листы.

Им дано распуститься цветами,

что сменяются летней порой,

зависая мгновенно над нами

и пленяя небесной игрой…

Добавить комментарий